Економічні новини
29.12.2023

Американские компании придирчиво относятся к инвестициям в Китай.

Китайская экономика не испытывает недостатка в тяжелых новостях: некоторые крупнейшие мировые бренды рассматривают возможность переноса производства на более дружественные берега или предпринимают соответствующие меры в период беспокойства по поводу контроля безопасности, протекционизма и шатких отношений между Пекином и Вашингтоном.

Среди тех, кто присматривается к другим странам, можно назвать Adidas, Apple и Samsung.

Но по мере того как бурный 2023 год для китайской экономики подходит к концу, у Пекина появилось по крайней мере одно светлое пятно, когда дело доходит до иностранных инвестиций: Американские сети быстрого питания решили, что рынок с населением в 1,4 миллиарда человек слишком вкусен, чтобы упустить его.

Материнская компания KFC China открыла в этом месяце свой 10 000-й ресторан в Китае и намерена к 2026 году иметь магазины в пределах досягаемости половины населения Китая. McDonald's планирует открыть 3 500 новых магазинов в Китае в течение следующих четырех лет. А компания Starbucks инвестировала 220 миллионов долларов в производственный и дистрибьюторский комплекс на востоке Китая, что стало ее крупнейшим проектом за пределами США.

Конечно, это не то, что имел в виду председатель КНР Си Цзиньпин, когда в прошлом месяце, находясь в Сан-Франциско на саммите мировых лидеров, убеждал американских руководителей в преимуществах "сверхбольшого рынка" Китая. Инвестиции в фастфуд и другие потребительские товары, в то время как Вашингтон сдерживает экспорт компьютерных чипов и других передовых технологий, не вписываются в собственный план модернизации экономики Китая.

И хотя некоторые американские компании увеличивают инвестиции во вторую по величине экономику мира, общий объем иностранных инвестиций в этом году начал снижаться. В июле-сентябре чистые прямые иностранные инвестиции в Китай сократились до дефицита в 11,8 миллиарда долларов, что стало первым квартальным дефицитом с тех пор, как Пекин начал публиковать эти данные в 1998 году.

По мере усиления напряженности в отношениях между Китаем и его западными торговыми партнерами многие транснациональные компании переводят инвестиции в другие страны, например в Юго-Восточную Азию или Индию, или репатриируют свои доходы. Это лишило Китай ключевого двигателя, когда его экономика еще не полностью оправилась от разрушительных последствий пандемии и кризиса в сфере недвижимости, который сдерживал рост.

Пекин возлагает часть вины на политику правительства США.

Опрос, проведенный в сентябре Американо-китайским деловым советом, представляющим американские компании в Китае, показал, что неопределенность сказывается: 43 % его членов заявили, что условия ведения бизнеса в Китае ухудшились за последний год, а 83 % сказали, что смотрят на Китай менее оптимистично, чем три года назад. 21 % заявили, что стали вкладывать меньше ресурсов в Китай, и лишь 10 % - что стали вкладывать больше.

Опросы европейских и японских компаний показали аналогичные результаты.

Несмотря на гигантские размеры китайского рынка, он нездоров. Безработица среди молодых китайцев выросла до более чем 20 % к июню, когда правительство в последний раз опубликовало эти данные. Цены на жилье падают, а фондовый рынок снизился почти на 15 % с лета. Это заставляет многих китайцев нервничать по поводу расходов.

Тем не менее, оптимизм в отношении Китая, когда другие отрасли пытаются снять риски и отделиться от Пекина, может стать стратегией увеличения прибыли для индустрии быстрого питания.

Дивись також