Економічні новини
22.01.2024

Ведущий экономист Brevan Howard считает, что рецессия наступит в 2024 году

2023 год стал годом, когда экономика США избежала рецессии, опровергнув ожидания, что резкое повышение процентных ставок повлияет на рост.

В начале 2024 года акции торгуются вблизи исторических максимумов, число заявок на пособие по безработице в США упало до самого низкого уровня более чем за год, розничные продажи продолжают расти, а инфляция приближается к целевому уровню Федеральной резервной системы в 2%. Это породило новый консенсус: экономика США сможет совершить пресловутую мягкую посадку, при которой инфляция отступит без роста безработицы.

Но, по мнению Джейсона Камминса, главного экономиста и руководителя отдела исследований хедж-фонда Brevan Howard, в 2024 году общепринятая точка зрения будет столь же ошибочной, как и в 2023 году.

В интервью подкасту Odd Lots агентства Bloomberg Камминс утверждает, что мы уже наблюдаем очень быстрое замедление на рынке труда, а денежно-кредитная политика находится в крайне жесткой позиции - сочетание, которое неизбежно приведет к следующей рецессии.

По его словам, ФРС уже "играет с огнем", когда речь заходит о занятости в рамках ее двойного мандата по поддержанию здорового рынка труда и стабильной инфляции.

"Очень внимательный взгляд на рынок труда сейчас покажет, что наем персонала просто остановился", - говорит Камминс. "Если бы не огромное падение уровня участия - на три десятых в последнем отчете - уровень безработицы вырос бы на три десятых, до 4%".

Между тем, по его словам, данные опроса домашних хозяйств показывают, что число людей, переходящих на работу из-за пределов рабочей силы, сильно сократилось.

Что касается инфляционной составляющей двойного мандата ФРС, то Камминс считает, что центральный банк сильно переоценил устойчивость инфляции, что привело к опасному ужесточению политики. Он указывает на опубликованный в июне Сводный экономический прогноз ФРС как на ключевую отправную точку для определения инфляционного промаха.

Камминс утверждает, что, учитывая уровень инфляции и ставки ФРС, монетарная политика является исторически жесткой и находится на уровне, который обычно ассоциируется с рецессией.

"Если говорить о том, куда мы движемся дальше, то монетарная политика сейчас настолько жесткая, насколько она когда-либо была на пороге рецессии. Если воспринимать ФРС всерьез, то они считают, что долгосрочный нейтральный уровень составляет 2,5%. Таким образом, ставки в целом на 300 базисных пунктов выше нейтрального уровня. Всякий раз, когда это происходило, наступала рецессия - за небольшим исключением в 1984 году".

За пределами ближайших перспектив Камминс видит три огромных сдвига в глобальном ландшафте, которые он называет тремя "концами".

Первый - это конец светской стагнации, которая была характерна для периода после 2008 года. Мы больше не находимся в состоянии медленного роста и низкого спроса. Поэтому ФРС все еще должна помнить о борьбе с инфляцией, и так называемая "ставка ФРС", при которой центральный банк снижает ставки и повышает рисковые активы при появлении признаков замедления роста, уже не работает так, как это было на протяжении многих лет.

Второе - это конец существующей китайской модели роста. Поворот Си Цзиньпина к "всеобщему процветанию" и экономическому национализму изменит роль Китая как глобального драйвера роста и глобального покупателя американских активов, таких как казначейские облигации.

Последний поворотный момент - это конец "конца истории". В течение многих лет многие полагали, что либеральная демократия является явным победителем в глобальной битве идей. Но многие народы мира пересматривают свои взгляды на конкурирующие концепции.


Дивись також